Route Type:

Отчёт о Путешествии по Горганам

Duration: 0 km.

Author: Александр Кушнарев

В ноябре 2009 года я вместе с другом совершил путешествие по самым труднодоступным местам Карпат - Горганам. За всё время мы не встретили не одного человека, это была настоящая тайга со своей дикостью и спокойствием.

День первый - Ивано-Франковск.

Я ехал в ненастную погоду в Ивано-Франковск. По телевидению предупреждали об эпидемии свиного гриппа в тех местах. Поезд был полупустой, многие боялись, что же происходит в Ивано-Франковске. Действительность оказалось не такой страшной – по всему городу ходили люди в марлевых повязках. На вокзале меня встретил Игорь. Это очень интересный парень, студент-геолог, а также любитель путешествий. По велению судьбы именно в тот день объявили карантин в учебных заведениях, и Игорь решил пройти со мной маршрут в Горганах. Маршрут должен был пройти по высокогорью, у нас была задача пройти четыре горных хребта Свидовец, Чёрная Полонина, Тавпиширка, Сивуля. Целый день посвятили на сборы в поход, а потом немного покатались на велосипедах по центру города. Из Ивано-Франковска дизель на Рахов выезжает в 3 часа ночи, мы чуть не опоздали, и пришлось добираться на такси. В старом-добром дизеле обнаружился один отапливаемый вагон, где мы расстелили свои карематы и досыпали дальше.

День второй - Драгобрат и Свидовецкий хребет

На улице было темно, и мы не увидели величественную красоту Петроса, когда подъезжали к Ясине. Ясиня стала отправной точкой многих моих маршрутов по Карпатам, поэтому для разнообразия, я решил выйти на станции Свидовец. С этой станции ведет дорога на горнолыжный курорт Драгобрат. Пять лет назад я возвращался по ней вместе с больным товарищем. Тогда была лютая зима и морозы -30, спуск на лыжах по этой дороге мне очень запомнился. Теперь дорогу сделали более ровной. Внизу нас застал мелкий снег. На верхушках гор же лежали только небольшие участки снега, выпавшего тут в середине октября. Погоду обещали неблагоприятную всю неделю, только этот день солнечным, однако солнце не выходило, пока мы не поднялись до самого Драгобрата.

Игорь

Не понравилось, что вокруг курорта полно куч мусора – строительного и всяких поломанных тракторов. Понятно, что зимой это всё засыпает снегом, но могли бы вывезти это. Выйдя на гору Стог, мы

Долго любовались панорамой окружающих гор.Меня радовало, что на хребтах не было снега, это обеспечило нам быстрое передвижение.

Как на ладони были видны Говерла и Петрос, а на севере стояли Горганы. Гордо в одиночестве стоял крутой Хомяк, затем тянулись массивы Синяка, Довбушанки и Сивули. Мы быстро набрали темп, и пошли на север по Свидовецкому хребту. Идти было очень сложно, обычно мы выходим и в первый день ставим лагерь у Драгобрата, а тут сразу вышли на хребет. Солнце садилось и стал ощущаться сильный мороз.

Решили, что спуститься с хребта сегодня точно не успеем и решили встать на ночевку у ледникового озера. Нам потребовалось много труда, чтобы пробить во льду дырку и добыть оттуда воду. С трудом поставили новую палатку (дуги не хотели ставиться) и сделали гречку на газу.

Сначала я планировал, что на протяжении всего маршрута буду готовить на газу, но вышел облом – в Ивано-Франковске нет в продаже баллонов Camping Gaz. Так что приходилось экономить газ и готовить пищу на кострах. Ночью ударил сильный мороз – 10°C.

Игорь ходил делать фотографии на хребте. На фото наша палатка у озера.

День третий - Догяска, Татарука и попадание в горную страну Горганы

Утром мы обнаружили незамерзающие родники ниже озера. Выглянуло солнце и прогнало холод.

Мы шли неспеша, фотографируя и восторгаясь панорамами. То и дело шумно взлетали тетерева.

Идти по верху Свидовецкого хребта в солнечную погоду – одно удовольствие. На горе Татарука мы вошли в зону ягодников. По пути нам попались экскременты медведя, лакомившегося тут брусникой.

Перед нами уже расстилалось огромное зелёное пространство лесов. Интересно примут ли нас эти горы? Солнце снова заходило, а мы ускоренно спускались вниз. Хорошо, что в эти дни была полная луна, которая освещала нам путь. Спуск был очень крутой, тут лежал снег с ледяной коркой, большие поваленные стволы великанов-елей и буков, поэтому мы очень осторожно продвигались вперёд. В некоторых местах попадалось криволесье, что придавало мистичность этому месту. Несколько раз тропинка терялась, и приходилось возвращаться назад и начинать снова. В конце концов, мы вышли в смерековый лес на перевале Околе. Тут было тепло. Мы долго пробирались по разбитой лесовозной дороге. Хорошо, что стояли заморозки. В тёплое время мы тут бы проваливались по колено. Разбили лагерь на перевале. Воду брали с истока реки Чёрной Тисы. В этом году венгры здесь сделали красивый комплекс с беседками и урнами и красиво украсили сам источник. Да, такое возможно только на Западной Украине. У нас бы уже в глуши этот памятник разрушили, беседки сожгли и т.д.

День четвёртый - хребет Чёрная полонина, жереп и медведи

На следующий день была снова солнечная погода. Вообще не стоит верить прогнозам в интернете, все они приблизительные. Мы вышли на покорение горы Братковская.

По пути нам часто попадались следы глухарей, оленей. Да и вообще живности тут очень много. Подъём на гору был не из простых – надо набрать 500 метров высоты по очень крутому склону. Спускаться там ещё сложнее. Тяжёлые рюкзаки давали о себе знать, мы то и дело становились отдохнуть. Наконец ели начали редеть, показались заросли соснового стланника или как его тут называют жереп. В Горганах он растёт в избытке и образует непроходимые заросли на вершинах. Поэтому я очень благодарен местным активистам, которые прорубают тропы на вершины в зарослях жерепа.

По пути нам попадались следы медведей.

С вершины горы мы увидели только верхушки далёких гор, всё было покрыто туманом.

Вдалеке возвышалась двуглавая Сивуля, к которой мы держали путь. В начале 20-го века по хребту Чёрная Полонина проходила граница между Польшей и Словакией, тут до сих пор стоят пограничные столбики, ныне здесь граница между Закарпатской и Ивано-Франковской областью. Мы ещё несколько дней шли по хребтам вдоль старой границы, и пограничные столбики были отличным ориентиром. Мы быстренько перекусили на брусничной поляне между горами Братковская и Гропа.

Не успели мы полюбоваться солнцем, как оно снова закатывалось за Свидовецкий хребет. Моментально стал ощущаться сильный мороз. Теперь надо было задать темп. Мы быстро прошли Гропу, на ней есть небольшие курумники. Впереди возвышалась гора Дурня. Что-то недоброе было в этом названии. Чтобы дойти туда надо было порядочно сбросить высоту, и начиная с седловины до самой вершины она покрыта сосновым стланником. На Гропе нам попались на снегу следы туриста-одиночки. И он шёл по нашему маршруту - на Дурню. В темноте это было весьма кстати. Тропа, отмеченная на карте, здесь уже еле угадывается, а в некоторых местах её вообще нет. Часто нам помогали следы этого туриста и другие ориентиры, а иногда мы шли, опираясь на собственную интуицию. С рюкзаками пройти через заросли жерепа подобно экзекуции.

Упругие узловатые ветки преграждают тебе путь, и часто требовалась помощь товарища, чтобы он протолкнул тебя сзади через это скопление веток. Каждый шаг нам давался с трудом. Путь на вершину Дурни занял пару часов. Перед самой вершиной мы встретили гигантские следы медведя.

Он поднялся по крутому склону из долины Быстрицы и спустился в долину реки Турбат. Ширина следа – 16 см. Таких гигантов мне прежде не доводилось встречать в Карпатах. Вышла луна из-за туч, стало легче продвигаться. Полнолуние влияет не только на приливы и отливы. Мы заметили, как перетекает через хребты туман ночью. То поднимается, то спускается вниз. Магическое зрелище при полной луне, когда стоишь на хребте среди узловатых зарослей соснового стланника. Последний рывок на вершину – заросли тут пониже, но они всё равно не пускали так легко нас. На вершине Дурни стоит табличка вмонтированная в пограничный столб, где написано «Здесь 7 марта 1988 года при сходе лавины погибла Широкова Мария Юрьевна». Не стоит никогда недооценивать горы, будь то Гималаи или Карпаты – опасностей хватает. Спуск с Дурни очень сложный. Мы решили не пробираться сквозь заросли жерепа и пошли траверсом по северному склону. Тут повсюду были следы лавин – кругом стояли обломанные кусты жерепа. Если бы не телескопические палки в руках, то пришлось бы очень туго – мы шли по очень крутому обрывистому склону, редко поросшим жерепом, то и дело подскальзываясь на открытых пространствах.

Ноги болели от напряжения, было очень темно, но я знал, что мы ещё нескоро спустимся вниз. Когда мы снова попали на гребень хребта, то увидели пропиленную тропу в стланнике. Спиленные ветки ещё валялись, их не успели убрать, но это радовало, что хоть работы ведутся по обновлению тропы. Внезапно затряслась ель впереди, послышался птичий гомон и всё стихло. Скорее всего, мы потревожили рябчиков, которые спокойно спали до нас. Вскоре мы вошли в пихтово-еловый пояс. Здесь мы безуспешно пробовали поискать землянку, отмеченную на карте. Живности тут много – старые следы медведей, свежие - оленей, лисы, глухарей и тетеревов. Ниже по хребту на карте обозначен ещё сарай. Тут мы проследили по следам, что не одни мы искали ночлег – тот турист-одиночка тоже. Однако и этого сарая не оказалось. Мы оказались в каком-то дремучем лесу со старыми зарастающими полянами. В одном месте даже попалось старое скрюченное дерево, в которое, вероятно, попала молния. Снова закрыли облака луну, и установилась кромешная темнота. Пошли с включенными фонарями. До сих пор мне запомнилась эта ночная таинственная дорога среди плотно сомкнутых пихт. Я очень надеялся встретить на тропе зверя. Столбики повернули на север, и мы начали долгий спуск вниз. Мы часто теряли тропу и приходилось искать её снова. Частенько дорогу преграждал бурелом, особенно когда мы вошли в буковый пояс. По пути Игорь рассказал про пластунов в Ивано-Франковске. Скаутская организация «Пласт», появилась ещё в начале прошлого века, и долгое время служила кузницей кадров для войск ОУН-УПА. Они существуют до сих пор и ходят в походы, издают свои учебники и т.д. Экзаменом для пластуна считается выжить три дня в лесу. Я считаю, что это очень важный экзамен, так как самому приходилось выживать. Такой экзамен, я считаю должен выдержать каждый человек. После одиночества в лесу, часто меняются взгляды на вещи. В лесу было намного теплее, мороз не ощущался. Наконец мы нашли ровное место, где можно было поставить палатку. Однако нигде мы не могли найти воды. Это большая проблема в Горганах – ручейки и речки тут текут глубоко в долинах. Иногда потребуется несколько часов спускаться вниз, чтобы набрать воды. Как мы долго ни спускались, мы не могли обнаружить признаков воды. Внизу, в метрах пятидесяти от нас, послышались неторопливые шаги, кто-то уверенно пробирался сквозь бурелом. Наши окрики не подействовали на него. Я до сих пор уверен в том, что это был медведь. Но проверять не стали, ночь – не самое лучшее время очутится с косолапым на одной тропе. Я напомнил Игорю, что он банку с мёдом оставил рядом с рюкзаком и намекнул, что у медведя обоняние лучше, чем у собак. Игорь забеспокоился за свой мёд, и мы вернулись к лагерю. Пришлось нам топить снег и лёд с луж, а потом пить чай с еловыми иголками.

День пятый - В поисках дороги на перевал Легионов

На следующий день мы проснулись очень поздно – в 11 часов. Было ясно, что мы не смогли пройти много за этот день – поэтому решили дойти до перевала Легионов. День был пасмурный. Всё время шёл мелкий снег. Мы шли, не напрягаясь, по буковому лесу. Однако на горе Пантыр, мы увлёкшись разговором, свернули и пошли не по той тропе. Затем нас насторожило отсутствие пограничных столбиков вдоль дороги. Мы уже опомнились на большой поляне. Здесь даже стояли снопы сена. Где-то рядом поспешно убегал вниз олень, высоко в небе парил канюк, иногда мы слышали его крик. Здесь мы решили спуститься в овраг набрать воды. Потом было долгое возвращение на тропу. Дорога стала сложнее, кругом было много бурелома. Наконец мы вышли на поляну. Тропы дальше не было. И тут мы сделали ошибку – после долгого совещания, мы решили спускаться по удобной тропе. Эта тропа вела на восток. Нет, не вышли бы мы так – это было неправильное направление. Пришлось снова возвращаться на поляну по довольно крутой дороге.

Мы решили спускаться по этому бездорожью в темноте. Кругом были непроходимые заросли и поваленные стволы деревьев. Мы несколько раз ошибались и сворачивали с хребта, потом снова на него возвращались. Мы строго держали направление на север. Во время одного такого отхождения от линии маршрута, Игорь потерял планшет с картой, где были обозначены все источники. Мы были настолько уставшими, что решили не возвращаться его искать. Это было подобно тому, что искать иголку в стоге сена. И именно в тот момент показалась тропа и пограничные столбики. Тут, перед перевалом Легионов – очень сложный участок маршрута в плане ориентирования. Мы на этот раз чутко шли и быстро отмечали малейшее отхождение от маршрута. Видно нам хотели показать эти горы урок - насколько надо быть внимательным тут, и мы его усвоили. Перевал Легионов представляет собой большую поляну, перерытую окопами. Здесь во время Первой Мировой Войны, в 1914 году были страшные бои между поляками и русскими. Польские войска Пилсудского остановили на этом перевале продвижение царских войск Брусилова, однако почти полностью потеряли своих людей. В память о этом событии поляки установили крест. На перевале дул сильный ветер, но у нас не было другого выбора как встать на поляне, так как тут было единственное ровное место. Было необычно ночевать в двух метрах от окопов.

День шестой - хребет Тавпиширка

Утром меня разбудили громкие крики кедровок. На мгновение мы увидели рассвет солнца, но потом всё затянуло тучами. От перевала Легионов ведёт удобная тропа вверх на хребет Тавпиширка.

Отметины медведя

За ночь выпал свежий снег и по пути мы отмечали свежие следы горностаев и лисиц и даже нашли медвежьи отметины на одном из деревьев. Подъём на хребет Тавпиширка был не из лёгких.

Вообще Горганы характерны своими крутыми склонами. Хребет Тавпиширка покрыт курумником и сверху на нём растут труднопроходимые заросли стланника. Было тепло, и снег таял. Наше прохождение через стланник сопровождалось обильным холодным душем с веток.

По пути мы подкрепились оставшейся черникой и брусникой и рябиной, на которую кроме нас пометили глаз дрозды-рябинники. Затем был долгий спуск с хребта и подъём в сторону Сивули. Из-за наступившей темноты мы не дошли до полонины Рущина и решили встать в двух километрах от неё. Растопили снег на газу, и пили чай уже в тёплой палатке.

День седьмой - восхождение на Сивулю и долгий путь вниз

С утра начало светить яркое солнце. Снег начал таять прямо на глазах. Игорь решил оставить часть продуктов, которые он не съел и положил их на пограничный столб. Через пять минут этот столб упал. А ведь стоял лет восемьдесят в этих местах и пал на наших глазах. Наш путь пролегал по живописнейшим местам.

Сначала мы любовались панорамами гор у обрыва Пекло, затем вышли на полонину Рущину. Здесь берёт начало река Быстрица Солотвинская, которая затем сливается с Быстрицой Надворнянской, в районе Ивано-Франковска, и образует реку Быстрицу, которая затем впадает в Днестр.

Впереди возвышалась двуглавая Сивуля и мы начали подниматься по удобной тропе наверх, только по-прежнему морщились от холодного душа с веток, который мы получали при прохождении сквозь заросли жерепа.

На Сивульском хребте дул сильный ветер. Хребет весь покрыт большими глыбами курумника.

Вершина Малой Сивули

На вершине Малой Сивули (1818 м) стоят окопы из камней, которые, как и на перевале Легионов напоминали о жестоких боях во время Первой Мировой войны.

После Малой покорили Большую Сивулю (1836 м), которая является самой высокой точкой Горган.

Вершина Большой Сивули (1836м) - высшая точка Горган

Нас переполняли радостные ощущения. Отсюда видно все Горганы, а также Свидовец и Черногоры. После восхождения, солнце закатилось за горы, и нам пришлось идти с включенными фонариками по хребту. Поднялся сильный ветер. Здесь мы тоже встретили на снегу те же следы одиночки-туриста, которые мы ранее видели на хребте Чёрная Полонина. Его следы помогли нам ориентироваться, а также маркировка на камнях. Мы даже хотели сначала, спустится с Сивули сразу вниз, но это было не так легко сделать из-за непроходимых зарослей соснового стланика. Благоразумнее было идти по тропе. Шёл мелкий дождь. Справа от нас возвышалась гора Игровец. В планах было зайти и на неё, но из-за погоды мы решили спускаться в Осмолоду. Ночью идти было довольно интересно – приходилось в темноте разыскивать тропы, подниматься и спускаться по нагромождениям камней. Главная трудность – дошагать до конца маршрута. Позади оставались вершины: Боревка, Лопушна, а затем мы спустились в зону леса. Долгий спуск с Боревки и мы оказались на пересечении двух троп: одна вела в село Осмолоду, другая на гору Игровец. Игорь подкрепился изюмом, а я решил идти на пустой желудок, хотел уже на привале поесть. Затем началась тропа, отмеченная чёрными метками, что свидетельствовало о трудности маршрута. Так оно и оказалось. Дорога спускалась серпантином и делала многочисленные петли. У нас фонари у обоих садились и мы шли уже на автомате. Всё стало одинаковым – дождь, деревья, дорога в лесу. Иногда вносили разнообразие поваленные деревья на дороге, которых приходилось обходить, да из-за них мы и не решались срезать петли, чтобы не возвращаться. Снова прошла смена поясов, и вскоре мы уже из соснового леса спустились в буковый. Послышался шум реки и через некоторое время мы вышли на вырубку. Тут вообще было сложно двигаться, так как дорога превратилась в грязь. Потом мы уже добрались до нормальной дороги, и сели отдохнуть возле дома лесников. К сожалению, он был закрыт, а в сарае был сильный запах навоза. Поэтому мы прошли ещё пару километров и поставили лагерь рядом с рекой Лимницей. На следующий день мы собрались, и быстро пошли и попали вовремя на маршрутку в Калуш.